Из истории первых записей

21.08.2012

Обыскная книга — церковная книга для записи сведений о людях, собирающихся венчаться. Обыскные книги составлялись с XVI века.

Брачный обыск - письменный акт, совершенный причтом церкви перед венчанием с целью установления отсутствия родства у вступающих в брак.

Значительная роль в регулировании брачно-семейных отношений на протяжении ряда столетий принадлежала православной церкви. Первоначально основным законодательным документом по вопросам брака был сборник греко-римских законов - кормчая книга, в которой говорилось, что «Брак есть мужеви и жене сочетание, и событие во всей жизни, божественная и человеческая правды общения». Позже брачные отношения в Российской империи регулировались венечными памятями, документами, которые выдавались священнику на определенное венчание, причем жених и невеста должны были вносить за это венечную пошлину. В 1765 г. Сенатским указом «Объ уничтожении вънечныхъ памятей и денежнаго сбора съ оныхъ и о произведены обысковъ прежде вЬнчант вступающихъ въ бракъ» были введены брачные обыски, которые составляли содержание обыскных книг. «Обыскная книга - шнуровая церковная книга, в которую заносились брачные обыски». В конце ХIХ - начале ХХ вв. у брачного обыска появилось второе название - предбрачное свидетельство.

Брачный обыск включал восемь пунктов, обстоятельства которых священник должен был исследовать: 1) звание и состояние; 2) место жительства; 3) возраст; 4) отсутствие плотского и духовного родства и свойства; 5) семейное положение; 6) взаимное согласие (отсутствие принуждения); 7) согласие родителей или опекунов; 8) необходимые письменные документы, прилагавшиеся к обыску.

Приходские книги — церковные книги, в которых отмечаются имена лиц, а также даты их рождения, крещения, бракосочетания и смерти.

Важно. Россия — многонациональная страна, но понятия «национальность» раньше не существовало. Люди различались по вероисповеданию. Поэтому важно иметь ввиду, что, «помимо метрических книг православных церквей, существуют также фонды метрических книг римско-католических церквей, лютеранских церквей, мечетей и синагог. Хотя национальность не всегда равнозначна вероисповеданию и не всегда может существенно ограничить круг источников»

В Царстве Польском ведение актов гражданского состояния носило смешанный церковно-гражданский характер.

В России православные приходские книги введены в начале XVIII века. Первое законодательное оформление практика ведения метрических книг в России получила в решениях Московского церковного собора 1666-1667. Первым светским узаконением был указ Петра I от 1702 «О подаче в Патриарший духовный приказ приходским священникам недельных ведомостей о родившихся и умерших». В 1722 году на священников возлагается ведение приходских книг «с занесением в оные: исповедывающихся, раскольников, прибылых и убылых».

В 1779 году Указ Синода «Об исправном содержании метрических книг во всех приходских церквах» обязывает приходы и консистории иметь и вести метрические книги, которые начинают именовать приходскими. С 1802 года приходские книги необходимо хранить только в церкви (нельзя, например, дома у священника) и на один приход должна вестись одна общая большая книга. Однако, с 1840 — 1850-х годов каждый вид регистрации (рождение, брак, смерть) ведётся в отдельной книге. Окончательно формуляр метрической книги утверждён в 1838 году.

Метрическая книга содержит сведения о рождении, о браке, о смерти: «- о рождении — дата рождения и крещения, имя и фамилия, место жительства и вероисповедание родителей и крёстных родителей, законность и незаконность рождения; - о браке — имя, фамилия, место жительства, национальность, вероисповедание жениха и невесты, в каком возрасте вступают в брак, дата венчания, фамилии и имена свидетелей; - о смерти — имя, фамилия, место жительства, возраст умершего, дата и причина смерти, место захоронения»

Важно. На всём протяжении существования метрических книг в России они ведутся недостаточно добросовестно, поэтому некоторые события могут быть вовремя не записаны, а записанные — содержать неточности. Кроме того, если в первой половине XIX века события можно было регистрировать только в своём приходе, то затем практика становится либеральнее и прихожане безнаказанно могут регистрировать события (крестины и венчания) в соседних приходах.

Важно. Метрические книги являются не регистрацией факта рождения, брака или смерти, а регистрацией церковного обряда этих событий. Поэтому в приходские книги могут быть не записаны:

- мертворождённые (их не крестили);

- умершие вскоре после рождения (если их не успевали крестить и не проводили обряд отпевания);

- самоубийцы (с точки зрения церкви, самоубийство — грех, поэтому обряд отпевания не проводится);

- живущие вдали от прихода (когда священники не могли в срок добраться до покойника, и обряд отпевания не проводился).

С другой стороны, в христианские метрики, кроме родившихся, заносят случаи крещения взрослых.

По военно-духовному ведомству запрещается вносить мертворождённых в метрики.

В губерниях или епархиях, где население очень разбросано, и приходы растянуты (например, в Сибири), нередко умершие вынужденно хоронятся без участия духовенства и, следовательно, не попадают в метрические книги.

Приходские метрические книги ведутся в приходах до 1918 года, а в некоторых районах России до 1921 года. Затем ведение метрических книг становится обязанностью отделов ЗАГС.

Метрические приходские книги военного и морского ведомств первоначально находятся в РГИА, а в настоящее время практически все утрачены. Возможно, они были списаны и уничтожены в 1950 — 1960-е годы в ходе работы «по разгрузке» фондов архива.

После октября 1917 метрические книги первоначально были переданы в городские, уездные, волостные земские управы, а с созданием органов ЗАГС, - в их волостные, уездные и губернские отделы. Сейчас они большей частью находятся в местных областных и республиканских архивах, но кое-где и в органах ЗАГС.

Для того чтобы найти своего предка, надо точно знать к какому приходу относился населенный пункт, в котором он жил. Правда при этом нужно учитывать, что в первой половине XIX в. соблюдался запрет регистрации в других приходах, то с конца XIX в. стали более вольно осуществлять крестины и венчания в соседних приходах.

Что такое приход?

Приход был основной единицей епархиального деления России. Состав приходов неоднократно изменялся. В уездах село являлось центром прихода, в состав которого входило еще несколько более мелких населенных пунктов, иногда - разных уездов, в некоторых случаях – губерний. В исключительных случаях части одного и того же населенного пункта относились к разным церковным приходам, что характерно для городов и крупных сел. Границы церковных приходов постоянно изменялись. Следующим уровнем административного церковного управления был благочиннический округ, включавший вначале 7-10 церквей с их приходами, что предусматривалось Духовным регламентом 1721. Приходские церкви уезда разбивались на группы по 10 церквей; один из числа приходских священников назначался благочинным. В его обязанности входил контроль за правильностью ведения служб и церковной документации, поведением священников в быту. Дважды в год благочинный приезжал в приход с проверкой. На уездном уровне дела церкви решались в духовных правлениях. До середины XIX в. церкви находились в ведении духовных правлений, а по их упразднении перешли в непосредственное подчинение консистории. Приходы входили в состав епархии, границы которой не всегда совпадали с административно-территориальным делением на губернии. Епархия в среднем объединяла в 1737 около 700 приходов, в 1783 – 530, в 1860 – 550 приходов, а центральные епархии – свыше 1000 приходов. В пореформенный период за 1869-1879 по России было упразднено около 2000 приходов. Справочники, содержащие в числе прочего и сведения о том, какие населенные пункты входили в состав приходов, выпускались, некоторые из них есть в библиотеках. Правда, нередко они не отражались в каталогах, поскольку считались неактуальными для советского читателя. В 1997 в Российской национальной библиотеке было обнаружено 50 некаталогизированных уникальных "Расписаний церквей, причтов и приходов" различных епархий, относящихся к середине 70-х гг. XIX в. Библиографическое выявление, установление мест хранения и раскрытие содержания губернских епархиальных справочников – одно из приоритетных исследовательских направлений отдела библиографии и краеведения РНБ. А пока эта работа не завершена, они вполне могут обнаружиться в епархиальных библиотеках. Есть также справочные издание русской православной церкви, каталог православных ресурсов, позволяющий найти нужную епархию и задать вопрос о справочниках по церковным приходам.


дата создания: 21.08.2012 10:24, дата последнего изменения: 21.08.2012 10:24